Категории
Лекции [10]
Тестовый блок [1]
хрестоматия [0]
список литературы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Лекции

Лекция 8. Особенности внедрения ЦОР в учебный процесс
Лекция 8. Особенности внедрения ЦОР в учебный процесс
В.1. Причины внедрения ЦОР в учебный процесс
В.2. Пути и причины изменения традиционных методик преподавания при внедрении ЦОР
В.3. Особенности выполнения домашнего задания с использованием ЦОР


В.1. Причины внедрения ЦОР в учебный процесс
Методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели существенные перемены, вызванные необходимостью решения остро актуальных задач.
Педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродук-тивное, в центре которого учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого достаточно самостоятельный ученик).
В то же время электронные образовательные ресурсы, которые вполне соответствуют парадигме учения, не очень-то приживаются в классе. И дело не в недостатке школьных компьютеров — в развитых зарубежных странах их существенно больше, но результаты те же.
Проблема в том, что самое ценное для образования время — время общения с Учителем — нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.
В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися — необходимы хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.
Таким образом, первая задача новых педагогических технологий - увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами, рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это вторая задача новых педагогических технологий.

В.2. Пути и причины изменения традиционных методик преподавания при внедрении ЦОР
Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.
Попробуем привести модельный пример изменения педагогических технологий. Разумеется, в самых общих чертах, поскольку разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.
Возьмём тематический элемент, который предстоит изучить. Заметьте, мы не оговариваем предметную область, поскольку есть серьёзные основания предполагать, что компьютер (точнее, ЭОР), представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной***.
Представим следующую технологическую последовательность:
• новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И-, П-, К-модулей в качестве домашнего задания;
• выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости - достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;
• вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;
• если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества — повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции — налицо.
Разумеется, рассмотренная модель имеет множество частных случаев. Например, компьютерный контроль на базе К-модулей можно провести в классе (во избежание сомнений в персонализации результатов).
На первом этапе изучения И-модулей можно проводить занятия также в компьютерном классе под наблюдением преподавателя. При этом сокращение временных затрат по сравнению с устным изложением будет вполне ощутимо хотя бы потому, что произнесение текста объёмом в 2000 знаков (2 Кбайт) требует нескольких минут, а в аудиовизуальных форматах та же информация передаётся и усваивается за десятки секунд.
Наконец, хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных образовательных ресурсов. Однако, главная надежда — на творческий подход учителя, который самостоятельно опробует различные варианты и в итоге сам решит, при каких условиях он недостаточно активен и востребован в классе. Тогда разумно перенести соответствующую учебную работу в разряд самостоятельной.

В.3. Особенности выполнения домашнего задания с использованием ЦОР
Мы привыкли к школьному дневнику, в него записывают домашние задания, ставят оценки и взывают к родителям. При использовании ЭОР аналогом традиционного дневника школьника может служить персональный электронный носитель (Flash-накопитель, CD-R и др.) В качестве домашнего задания в «электронный дневник» записываются (разумеется, с помощью компьютера) необходимые электронные учебные модули.
Если компьютер, который будет использоваться при выполнении домашнего задания, подключён к Сети, на носитель записываются только имена заданных ЭУМ, в противном случае скачиваются сами И-, П-, К-модули.
В процессе выполнения домашнего задания школьник:
• изучает И-модуль. При этом есть серьёзные основания надеяться на качественное усвоение информации, добываемой в активно-деятельностной форме, поступающей как зрительным, так и слуховым каналами и в оптимальном темпе;
• выполняет практическое задание (усвоение способа решения новой вычислительной задачи, проведение эксперимента в виртуальной лаборатории и т.д.);
• проводит самоаттестацию.
Важно отметить, что результаты работы со всеми тремя ЭУМ записываются на тот же носитель - «электронный дневник»: время работы с каждым модулем, результаты практикума, полученные в К-модуле оценки и другие параметры в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE.
Может возникнуть вопрос доверия: сам ли учащийся выполнял задание, его ли оценки в «дневнике»? Нам кажется, что существует принципиальная разница при выполнении традиционного и инновационного домашних заданий. Одно дело попросить у отличника тетрадку — списать, совсем другое — уговорить его провести значительное время у компьютера для получения всех необходимых записей на персональном носителе. Похоже, учиться дважды он не захочет, лучше пойти потусоваться со сверстниками.
Результаты самостоятельной учебной работы учащийся приносит на следующий день в школу. Одно подключение «электронного дневника» к любому школьному компьютеру, и все данные уже в электронном «классном журнале». К началу урока у учителя имеется полная картина «фронтального опроса». Мы используем традиционные термины в кавычках, поскольку у электронных аналогов возможности по объёму, обработке и анализу получаемых данных безмерно больше.
И последнее замечание. В условиях хорошо развитой Сети (глобальной/локальной) носитель не потребуется. И задание, и результаты его выполнения, равно как и контент ЭУМ, передаются с помощью телекоммуникаций.

В.4. Особенности подготовки ученика и учителя к использованию ЦОР
Чем сложнее программное обеспечение, тем легче с ним работать. По большому счёту, научиться включать компьютер и управляться с «мышкой» можно за несколько минут. И это очень многие педагоги давно уже умеют. Для них не составит труда выйти в Интернет или скачать ЭУМ ОМС с диска. Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге — для каждого ученика.
Учителям, пока ещё не имеющим опыта работы с компьютером, нужно постараться объяснить, что «догнать» своих продвинутых коллег не сложнее, чем научиться обращаться с телевизором. Да, с компьютером много чего можно делать, но нас интересует пока весьма узкая область применения. Есть ещё одна простая возможность старта: предложить своим ученикам выполнить домашнее задание с использованием ЭОР. Стоит только начать разбираться, то ли и так ли они сделали, и вы окунётесь в совершенно другую среду, которая очень скоро станет понятной и комфортной.
Создатели ЭОР нового поколения спланировали свою работу так, чтобы вовремя быть готовыми ответить на созревшие запросы пользователей.
На первом этапе предполагается, что учащиеся и педагоги будут в основном знакомиться с ЭОР нового поколения, проводить опытную эксплуатацию отдельных ЭУМ.
На втором этапе, скорее всего, проявится интерес к построению авторских учебных курсов. Для облегчения этой работы готовится специальное инструментальное программное средство — менеджер курсов. Параллельно все усилия по созданию ЭОР нового поколения будут сосредоточены на разработке вариативов ЭУМ.
На третьем этапе встанет вопрос о параметрах, отражающих результаты работы учащегося с ЭУМ, их получении, обработке и представлению сводных данных. Эти функции будут поручены ещё одному специализированному программному средству — подсистеме учёта учебных достижений.
С другой стороны, разработчикам ОМС по предметам очень важны мнение, замечания и предложения, которые возникнут у педагогов и учащихся в процессе опытной эксплуатации ЭОР нового поколения.
Так что всем пользователям ещё будет что осваивать, а разра-ботчикам ЭОР — чему научиться у конечных пользователей.


Категория: Лекции | Добавил: DummBass (22.12.2009)
Просмотров: 4019 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 25.04.2024, 04:34
Приветствую Вас Гость
Поиск