Категории
Лекции [10]
Тестовый блок [1]
хрестоматия [0]
список литературы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Лекции

Лекция 3.
Лекция 3.

В.1. Структура и содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС).
В.2. Преимущества ОМС
В.3. Порядок построения авторского учебного курса и индивидуальной образовательной траектории

В.1. Структура и содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС).

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс - открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление клетки» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
• модуль получения информации (И-тип);
• модуль практических занятий (П-тип);
• модуль контроля (в общем случае - аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ — это самостоятельный учебный продукт объёмом несколко Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги — вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
В итоге структура совокупного контента ОМС по предмету имеет следующий вид:
Учебный блок по тематическому элементу
                           А     ... I ...
                     Тематические элементы

В отличие от всех известных учебных материалов, совокупный контент ОМС трёхмерен, поэтому новое понятие «вариативы» стоит рассмотреть подробнее на примерах.
Вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя. Вариатив также может отличаться глубиной представления материала. Тогда можно выбирать И-модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний по предмету или подобрать вариативы ЭУМ исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося. Аналог из опыта образования - просмотр множества книг по предметной области, выбор отдельных фрагментов и составление из них собственного (авторского) учебного курса.
Традиционных аналогов для вариативов П- и К-типов, пожалуй, найдётся немного. Трудно себе представить, что педагог имеет возможность изучить, например, множество экспериментальных установок и отобрать в школу лучшие. Для этого надо объехать полмира и иметь неограниченные финансовые возможности.
Ещё сложнее с модулями контроля (аттестации). До сих пор компьютерный контроль сводился преимущественно к тестированию. Тесты, конечно, технологичны, но этот вариант аттестации, бесспорно, хуже, чем очная встреча с преподавателем.
А нам нужно, чтобы было лучше. Лучше, и это скажет любой экзаменатор, когда вместо запоминания фактов и стандартных действий проверяется понимание предмета, ещё лучше, когда можно оценить знания, умения, навыки в комплексе, да ещё хорошо бы при наличии межпредметных связей. Иными словами, требуется обеспечить решение практической задачи в условиях, приближенных к реальным.
Понятно, что для создателей интерактивных мультимедийных ЭУМ, адекватно отражающих фрагмент реального или воображаемого мира, открывается «непаханое поле».
И в качестве первых шагов по целине определим, что вариативы ЭУМ могут отличаться друг от друга:
• глубиной представления материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств);
• методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний);
• характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере);
• технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);
• наличием специальных возможностей (например, для слабо слышщих/видящих);
• способом достижения учебной цели (например, другим вариантом доказательства теоремы Пифагора или иным содержанием лабораторной работы).


В. 2. Преимущества ОМС
К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
• отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных;
• возможности построения авторского учебного курса препо-давателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную, с персональной точки зрения, комбинацию для курса по предмету;
• неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному контенту ОМС, открытому для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или появилась более эффективная мультимедиа технология для представления учебных объектов).
Не менее важным свойством является открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Действительно, Java script и XML являются интерпретируемыми языками, так что в распоряжении любого пользователя ЭУМ находится исходный текст его сценария. Script можно изменить, дополнить или использовать в качестве шаблона для создания ЭУМ с совершенно иным контентом.
Наконец, клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.
В целом архитектура «клиент — сервер» определяет возмож-ность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует никаких изменений в электронных учебных модулях. К иной платформе адаптируется только плеер.
В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.

В. 3. Порядок построения авторского учебного курса и индивидуальной образовательной траектории
Для этого и придуманы вариативы электронных учебных модулей. Изучая совокупный контент открытой образовательной модульной мультимедиа системы, пользователь для каждого тематического элемента может выбрать наиболее подходящие, с его точки зрения, модули изучения информации (И), практических занятий (П) и контроля (К).
Например, И-модуль может быть выбран по глубине изложения материала, в группе П-модулей можно выбрать лабораторную работу или решение задач по теме, среди К-модулей можно выбрать либо простой тест, либо практическое задание, выполняемое на виртуальном тренажёре.
При этом важно понимать, что совокупный контент ЭОР нового поколения непрерывно расширяется и если нет комфортного для вас варианта ЭУМ сегодня, то будет завтра. А если нет возможности или желания ждать? Тогда, вспомнив, что все ЭУМ открыты для пользователя, можно изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно.
Таким образом, шаг за шагом (по тематическим элементам) преподаватель может выстроить авторский вариант учебного курса по предмету.
«Обкатав» свой вариант курса, преподаватель может перейти к его расширению, добавляя вариативы И-, П-, К-модулей для каждого тематического элемента. Понятно, что это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся.


Категория: Лекции | Добавил: DummBass (22.12.2009)
Просмотров: 2726 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 10:59
Приветствую Вас Гость
Поиск