Категории
Лекции [10]
Тестовый блок [1]
хрестоматия [0]
список литературы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Лекции

Лекция 6. Интернет-обучение. Проекты ИСО.
Лекция 6. Интернет-обучение. Проекты ИСО.
В.1. Понятие Интернет-обучения
В.2. Этапы проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) по Интернет-образованию
В.3. Направление проекта ИСО «Создание системы апробации учебных материалов»

В.1. Понятие Интернет-обучения

Интернет-обучение – перспективный сегмент образовательного рынка с большим потребительским потенциалом. К настоящему времени разработаны учебные материалы и программы, технология такого обучения и способы методической поддержки педагогов, углубленного обучения с использованием Интернета, проведено экспериментальное обучение учащихся 10-х классов в школах пилотных регионов. Предусмотрено и софинансирование этой работы потребителями образовательных услуг, заинтересованных в этих услугах.
Среди главных задач общеобразовательной школы выделяется задача предоставления всем учащимся равного доступа к качественному образованию. Сегодня, когда начинается переход к углубленной подготовке учащихся старших классов по основным общеобразовательным предметам (профильному обучению), эта задача стоит особенно остро. В силу ряда причин (нехватка педагогов, отсутствие материальных возможностей и т.п.) многие школы, прежде всего в сельской местности, не в состоянии предоставить своим ученикам этот вид образовательных услуг. Одно из решений возникающей проблемы – организация углубленной подготовки учащихся на профильном уровне с использованием Интернета.
Интернет-обучение – перспективный сегмент образовательного рынка с большим потребительским потенциалом. Стимулирование развития таких услуг является одной из важных практических задач, стоящих перед проектом ИСО. Поэтому в его рамках выделены средства на создание систем Интернет-обучения школьников. Сегодня его победители на основе своих методических и технологических разработок готовят пакет организационных решений, которые должны обеспечить результативность, легитимность и финансовую устойчивость данной формы учебной работы, комплекты цифровых учебных материалов для углубленного обучения школьников на профильном уровне, а также методику обучения школьников и их аттестации с использованием Интернета.

В.2. Этапы проекта ИСО по Интернет-образованию
Работы по Интернет-обучению в проекте ИСО разбиты на четыре этапа.
На первом этапе (2006 г.) разработаны учебные материалы и программы для углубленного обучения с использованием Интернета (на профильном уровне), технологию такого обучения и способы методической поддержки педагогов, планы проведения экспериментального обучения. Они устанавливают в регионах необходимые комплексы программных средств, готовят технический и административный персонал в регионах для проведения эксперимента. Параллельно идет подготовка пакета организационных и нормативных материалов для экспериментального обучения школьников через Интернет в выбранных регионах.
На втором этапе (2006/07 учебный год) исполнители провели экспериментальное обучение учащихся 10-х классов в школах пилотных регионов и к учебному году 2007/08 доработали подготовленные на первом этапе материалы в соответствии с результатами работы. На основе пилотного обучения готовится уточненная программа Интернет-обучения школьников, которая будет предусматривать, в том числе, софинансирование этой работы потребителями образовательных услуг.
На третьем этапе (2007/08 учебный год) исполнители проведут экспериментальное обучение учащихся 10-11-х классов на основе уточненной программы и доработают созданные ими системы Интернет-обучения. Эта доработка будет касаться учебных и методических материалов, технологии обучения школьников через Интернет, способов методической поддержки педагогов, пакета организационных и нормативных материалов. По окончании третьего этапа исполнители проинформируют педагогическое сообщество о результатах Проекта и возможностях их использования в других регионах, заключат договоры с регионами о проведении регулярного обучения школьников через Интернет. Таким образом, в России появятся действующие системы Интернет-обучения школьников, которые функционируют и развиваются за счет средств заинтересованных в этих услугах потребителей (региональный, муниципальный, школьный бюджеты, средства родителей).
На четвертом этапе (третья фаза проекта ИСО – распространение) эти системы будут развиваться, тиражироваться, предоставлять свои услуги, в том числе за пределами пилотных регионов Проекта.

В.3. Направление проекта ИСО «Создание системы апробации учебных материалов»
Важным направлением Проекта ИСО является направление «Создание системы апробации учебных материалов», как для разрабатываемых, так и для закупаемых учебных материалов в ходе реализации Проекта, а также ресурсов, имеющихся в свободном доступе. Разрабатываемые и закупаемые учебные материалы планируется апробировать непосредственно в процессе разработки самих материалов и в реальном учебном процессе. Кроме этого планируется апробировать методики организации учебного процесса с использованием данных учебных материалов и регламенты работы образовательных учреждений (ОУ) в условиях ИКТ-насыщенной среды.
Апробация проводится в условиях реального учебного процесса, для чего на конкурсной основе отобраны образовательные учреждения общего и начального профессионального образования – апробационные площадки (АП) как в регионах проекта, так и в других регионах РФ, имеющих положительный опыт использования цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов. Всего в регионах проекта отобрано 59 АП, из них – 28 основные АП, остальные – дополнительные АП. Основные АП будут задействованы для апробации широкого спектра учебных материалов, дополнительные по ограниченному числу учебных материалов. Вне регионов проектов отобрано 96 АП. Для эффективного проведения апробации АП в регионах проекта оснащены компьютерной и периферийной техникой. Для эффективной организации и проведения апробации в АП регионов проекта на конкурсной основе выбраны организации (по одной в каждом регионе), выполняющие функции региональных центров организации апробации (РЦОА). В задачи РЦОА входят организация и проведение апробации в АП региона, оказание консультационной и методической поддержки участникам апробации, а также обеспечение финансового сопровождения и мониторинг деятельности АП. В задачи НФПК входит – разработка схем взаимодействия участников апробации, организация и проведение процесса апробации в регионах проекта ИСО и в АП вне регионов проекта, разработка требований к программам испытаний, анализ и экспертиза программ испытаний, оказание консультационной и методической поддержки, обработка результатов апробации.
Таким образом, системные эффекты проекта ИСО затрагивают всех основных участников образовательного процесса: школьников и их родителей, педагогов и методистов, работников управления образованием, образовательные учреждения в целом. Практическая отработка регламентов работы школы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, апробирование систем Интернет-обучения, работа сети РКЦ-ММЦ позволят уже к июню 2008 г. ряду школ в регионах проекта перейти на новую ступень информатизации образования – к началу активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Проект «ИСО» направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея Проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни.

Типовая программа–методика полевых испытаний (апробации) учебно-методических материалов в проекте ИСО
В ходе проекта ИСО ряд ведущих российских компаний, специализирующихся в области электронного образовательного контента, участвует в разработке цифровых образовательных ресурсов для систем общего и начального профессионального образования. Среди этих разработок выделяют три различных типа ресурсов:
• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сопровождающие печатные учебники из федерального перечня;
• Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – не имеющие аналогов завершенные учебные курсы в рамках определенной области знаний, ориентированные на новые формы представления учебного материала и организации педагогического процесса, учитывающие уровень развития технологий и обеспечивающие современные требования к образованию;
• Информационные источники сложной структуры (ИИСС) – комплект учебно-методических материалов, поддерживающих деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области или межпредметных областях; в качестве ИИСС может выступать, например, виртуальная лаборатория или конструктивная среда.

В рамках проекта ИСО треть разработок в области содержательного наполнения учебного процесса приходится на долю фирмы «1С». Среди них 40 комплектов ЦОР, 5 ИУМК и 15 ИИСС по биологии, физике, математике, информатике, географии, истории, русскому языку и речевому этикету, начальной школе.
Пользователям «1С:Образование 4. Школа» предоставляются следующие функциональные возможности.
• Формирование локальной коллекции ЦОР путем их загрузки в Систему как с локальных носителей, так и из Единой коллекции ЦОР. Формируемая таким образом локальная коллекция ЦОР строится на основе единой системы рубрикаторов (тематические учебные планы) учебных материалов, взаимосвязанных с образовательными стандартами и содержанием рекомендованных учебников и учебных пособий.
• Содержательная работа учителя и учащихся с загруженными в систему учебными материалами (ЦОР), в том числе просмотр текстовых и медиаиллюстративных материалов, интерактивное взаимодействие с представленными информационными объектами (моделями, модулями практических заданий, «виртуальными лабораториями»), выполнение заданий автоматизированного контроля, а также гибкие возможности поиска требуемых материалов, их распечатки на принтере (например, для получения раздаточного материала); демонстрация ЦОР с использованием возможностей разделения изображения на экране компьютера и экране проектора и другие возможности.
• Поддержка единого портфеля работ для каждого пользователя (ученика и учителя); удобная и простая в использовании инструментальная среда разработки и редактирования авторских учебных материалов для учителя; средства импорта/экспорта ЦОР.
• Контроль и самоконтроль учебной деятельности (электронный «дневник» для ученика и электронный «журнал» для учителя), в том числе с возможностью назначения учителем для учащихся индивидуальных заданий и формирования индивидуальных образовательных траекторий. При этом визуальное представление информации в электронном «Журнале» эквивалентно структуре обычного «бумажного» классного журнала.
• Коммуникационные возможности для осуществления в ходе учебной деятельности синхронного и асинхронного общения между участниками образовательного процесса – доска обсуждений и внутренняя электронная почта.
• Кроме того, использование описываемой Системы предполагает возможности информационного обмена с имеющимися в образовательном учреждении системами администрирования деятельности среднего общеобразовательного учреждения (такими как «1С:ХроноГраф Школа»). В частности (как и для образовательных комплексов серии «1С:Школа»), возможность импорта в Систему имеющихся списков учителей и учащихся (вместе со структурой учебных групп / классов).
• Администрирование списка пользователей – управление списком пользователей, составом и перечнем учебных групп (классов), назначение пользователям ролей (определяющих права доступа к функционалу цифровой системы), статистика работы пользователей в системе.


Категория: Лекции | Добавил: DummBass (22.12.2009)
Просмотров: 3685 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 09:31
Приветствую Вас Гость
Поиск