Категории
Лекции [10]
Тестовый блок [1]
хрестоматия [0]
список литературы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Лекции

Лекция 7. Подготовка и испытания учебно-методических материалов (УММ).
Лекция 7. Подготовка и испытания учебно-методических материалов (УММ).
В.1. Этапы внедрения УММ в образовательный процесс школы.
В.2. Подготовка плана сбора данных

В.1. Этапы внедрения УММ в образовательный процесс школы.

Полевые испытания УММ в условиях школы – это почти всегда шаг в ее развитии. Работники школы, как правило, не до конца удовлетворены достигнутой результативностью учебной работы, видят перед собой нерешенные задачи, заинтересованы в обогащении образовательного процесса, повышении его результативности. В то же время, они не согласятся использовать в реальном учебном процессе материалы, которые, по их мнению, недоброкачественны.
При определении общей рамки для оценки УММ можно воспользоваться традиционным представлением логики протекания инновационного процесса (см. Рис. 1). С учетом этой логики, рамка для проведения полевых испытаний должна принимать во внимание четыре типичных шага по внедрению УММ в практику работы школы, которые существуют вне зависимости от того, знают ли о них работники школы, выполняют ли они их осознанно, или интуитивно.
1) Ознакомление с УММ. Эта работа начинается с информирования работников школы о появлении нового УММ и завершается принятием решения об использовании УММ в работе школы. Если освоение УММ не отвечает интересам школы. Не помогает в решении стоящих перед ней задач, школа отказывается от использования данного учебного средства и не проводит его испытание.
2) Подготовка к экспериментальной учебной работе. Эта работа включает разработку и выполнение плана подготовки к проведению обучения. Если в ходе этой работы выясняется, что в школе отсутствуют условия для условия для использования УММ, или это, по тем или иным соображениям недостаточно практично, школа отказывается от использования данного учебного средства и не проводит его испытание.
3) Проведение экспериментальной учебной работы. Эта работа включает в себя проведение учебного процесса и дополнительных измерительных процедур, которые позволяют получить основания для принятия соответствующих решений всеми заинтересованными сторонами. Если в ходе учебной работы возникли обстоятельства, грозящие нарушению требований педагогической безопасности, школа отказывается от использования данного учебного средства и прервать его испытание.

4) Подведение итогов. Здесь проводится анализ результатов экспериментальной учебной работы и принимается решение о дальнейшем использовании УММ в учебном заведении. Работники школы могут принять решение о переходе от экспериментального к повседневному использованию новых УММ, проведя (или не проводя) дополнительных преобразований образовательной среды (и, возможно, самого УММ), или отказывается от использования данного учебного средства.


Рис. 2. Логика освоения нового учебного средства в инновационном процессе.

Базовая схема для построения системы оценок в ходе проведения полевых испытаний, которая основана на перечисленных выше основаниях, приведена на Рис. 3. В ней представлены (в самом общем виде) ключевые вопросы, на которые проводимые измерения должны давать ответ на разных шагах внедрения УММ. Эти ответы могут иметь различное оформление в зависимости от того, кому из заинтересованных потребителей они представлены и для выполнения каких задач (принятия каких решений) они предназначены.

Рис. 3. Базовая схема оценки УММ в ходе полевых испытаний.

Базовая схема позволяет сформировать общую раму для оценки УММ, которая  приведена на Рис. 4.

 

Формирующая оценка

Задачи, для решения которых предназначены УММ

Вопросы, на которые надо ответить в ходе оценки

Кому адресован ответ на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Констатирующая оценка

Задачи, для решения которых предназначены УММ

Вопросы, на которые надо ответить в ходе оценки

Кому адресован ответ на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Общая рамка для оценки УММ в ходе полевых испытаний (апробации).


Конкретизация общей рамки применительно к испытываемому УММ (заполнение таблицы, показанной на Рис. 4) – первый шаг разработки программы испытаний, который связан с определением итогового перечня вопросов, на которые надо ответить в ходе проведения оценки. На этой основе выполняются все ключевые решения в ходе подготовки программы для проведения испытаний. В первую очередь, она может существенно помочь при подготовке плана сбора данных.

В.2. Подготовка плана сбора данных
Разработка плана сбора данных – ключевой элемент подготовки ПМИ. Многолетний опыт и исследования в области оценки учебных материалов и программ, который накоплен, прежде всего, за рубежом, позволяет рекомендовать процедуру (набор шагов), позволяющих систематизировать работу по подготовке плана и получать удовлетворительные решения, как правило, уже на первой итерации.
Заполнение таблицы, приведенной на Рис. 4 – первый шаг этой процедуры. Второй шаг – определение источников и способов получения информации, которая необходима для получения ответов на поставленные вопросы. На Рис. 5 приведена формы, которая заполняется в ходе для выполнения этого шага. По мере запыления этой формы принимаются решения о том:
–какой из источников является наиболее информативным и практичным для сбора данных, позволяющих ответить на поставленные вопросы,
–какой инструмент необходимо использовать для сбора этих данных (анкетирование, компьютерное тестирование, интервью, фокус группа, образцы работы учащихся, рабочие материалы учителей, видео-протоколы занятий и т.п.).
Необходимо учитывать, что оценка УММ является смешанной и использует как количественные, так и качественные методы измерений.

 

Формирующая оценка

Вопросы

Источники информации

Методы сбора данных

 

 

 

 

 

 

 

Констатирующая оценка

Вопросы

Источники информации

Методы сбора данных

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Вопросы, на которые надо ответить в ходе проведения оценки, источников для получения информации и способы сбора данных в ходе полевых испытаний УММ.

Третий шаг рекомендуемой процедуры – разработка принципиального (теоретического) плана сбора необходимых данных. Форма для подготовки принципиального плана сбора данных приведена на Рис. 6. При ее заполнении можно отталкиваться от результатов, полученных при подготовке предыдущей формы. Один и тот же источник информации может использоваться для сбора различных данных позволяют отвечать на различные вопросы. Поэтому их объединяют вместе, ориентируясь на использование общих измерительных инструментов, используемых при проведении оценки. 

 

Формирующая оценка

Метод сбора данных

Выборка для сбора данных

Время проведения сбора данных

 

 

 

 

 

 

 

Констатирующая оценка

Метод сбора данных

Выборка для сбора данных

Время проведения сбора данных

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Принципиальный план сбора данных в ходе полевых испытаний УММ.


Одновременно с этим решается решится вопрос о том, на какой выборке и на каком этапе проведения учебной работы будут собираться данные.
На четвертом шаге принципиальный план сбора данных преобразуется в рабочий план сбора данных. При его подготовке необходимо принимать во внимание все практические обстоятельства, в том числе:
– этапы проведения полевых испытаний,
– реальную ситуацию, которая может сложиться на школьных апробационных площадках,
– ресурсы (людские и финансовые), которыми располагают АП и РЦОА,
– общий график выполнения проекта ИСО, в рамках которого выполняется апробация и т.п.
В результате формируется рабочий план сбора данных в ходе полевых испытаний УММ. Его форма показана на Рис. 7.

 

 

Название мероприятия по сбору данных

Метод

Время сбора данных

Количество проводимых замеров

1.      

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

Рис. 7. Рабочий план сбора данных при проведении полевых испытаний УММ.

После согласования с НФПК (и возможного уточнения в ходе этой процедуры) он принимается к исполнению всеми заинтересованными сторонами.

Категория: Лекции | Добавил: DummBass (22.12.2009)
Просмотров: 2130 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 09:19
Приветствую Вас Гость
Поиск